Статья 24314

Название статьи

                  ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ                         ФОЛЬКЛОРЕ (НА ОСНОВЕ НАХЧЫВАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА)

Авторы

Гадимбейли Мехджебин Аскер гызы, аспирант, Нахчыванский государственный университет (Азербайджан, г. Нахичевань, Университетский городок), qedimbeyli_mehcebin@mail.ru

Индекс УДК

37.01:39 Этнопедагогика 44.43.47

Аннотация

Актуальность и цели. Современный подход к образованию и улучшению его эффективности базируется на материальных ценностях каждого народа, прежде всего на разнообразных богатейших образцах фольклора. На современном этапе, когда идет процесс интеграции культурных ценностей одного народа в мировую культуру, переосмысление и переоценка культурно-нравственных ценностей собственного народа приобретают особую актуальность в обучении и воспитании подрастающего поколения в духе таких важных жанров устного народного творчества, как сказка, миф, легенда и предание. Цель работы – рассмотреть вопросы воспитания на основе жанров сказки и предания нахчыванского фольклора, интегрирующего в себе куль- турно-исторический опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач осуществлялась на основе актуализации богатого педагогического потенциала художественных образцов разных жанров фольклора Нахчыванского края, отражающих нравы, обычаи и традиции, образ жизни азербайджанского народа. В ходе выполнения исследования проблемы физического и нравственного воспитания детей средствами этнической культуры привлекались разнообразные виды народно-прикладного творчества в процессе учебно-воспитательной работы и труды русских и азербайджанских педагогов в области этнопедагогики. Методологический инструментарий исследования позволяет прослеживать и анализировать поставленные вопросы в рамках и пределах «смыслового про- странства» устного народного творчества, созданного на территории древнего Нахчывана.
Результаты. Исследование показало, что физическое воспитание личности, основывающееся на изучении фольклорных произведений как неотъемлемой части культурного наследия и живой культуры, является мощным средством духовного сближения различных народов, так как связь физического и нравственного воспитания с фольклором является своеобразной формой передачи информации о прошлом народа, содержащим важные сведения об образе его жизни. Непосредственное восприятие образов фольклорных жанров, как показывает педагогический опыт, стимулирует современных детей быть физически развитыми, морально и нравственно воспитанными.
Выводы. Исследование убедительно доказывает, что ознакомление детей с произведениями фольклора, осознание высоких позитивных качеств их героев пробуждают в представителях подрастающего поколения яркие представления о Родине, ее культуре, способствуют воспитанию здоровых и нравственно полезных чувств, приобщают к миру прекрасного, здоровому образу жизни. Испокон веков традиции народной педагогики воспитывали молодое поколение в духе уважения к труду народа, к национальной культуре.

Ключевые слова

нахчыванский фольклор, этнопедагогика, молодое поколение, физическое воспитание, нравственное воспитание, сказка, миф.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1989.
2. Нездемковская, Г. Б. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов / Г. Б. Нездемковская. – М. : Академический проект, Альма Матер, 2011.
3. Коротаева, Е. В. Возможности внеклассных занятий в контексте формирования этнопедагогической культуры / Е. В. Коротаева, Г. С. Коротаева, А. И. Фишелева // Известия Академии педагогических и социальных наук. – М. ; Воронеж, 2003. – Вып. 7: Педагогика в этнокультурных традициях народа. – С. 161–164.
4. Бабаева, Н. И. Использование материалов народной педагогики в экономическом воспитании старшеклассников (на основе материалов азербайджанской народной педагогики и общеобразовательных школ) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бабаева Н. И. – Баку, 1992.
5. Гашимов, А. Ш. Азербайджанская народная педагогика : дис. ... д-ра пед. наук / Гашимов А. Ш. – Баку, 1970.
6. Гашимов, А. Ш. Народная педагогика Азербайджана / А. Ш. Гашимов. – Баку, 1993.
7. Гашимов, А. Ш. Азербайджанская народная педагогика / А. Ш. Гашимов, Ф. Б. Садыгов. – Баку, 1993.
8. Асланлы, М. И. Проблемы физического воспитания в азербайджанской литературе : дис. ... д-ра пед. наук / Асланлы М. И. – Баку : Наука и образование, 2013.
9. Бадалова, А. С. Азербайджанская народная педагогика / А. С. Бадалова. – Баку : Учитель, 2009.
10. Дадашов, Дж. В. Совместная работа школы и семьи в формировании у подростков физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дадашов Дж. В. – Баку, 2012.
11. Алиев, И. И. Этнопедагогика Азербайджана / И. И. Алиев. – Баку : Наука и образование, 2009.
12. Бочарникова, И. С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе / И. С. Бочарникова. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2010. – 243 с.
13. Ильина, Т. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Т. А. Ильина. – М. : Просвещение, 1969. – 576 с.
14. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений : в 7 т. / Н. В. Гоголь. – М.:Художественная литература,1978.–Т.6.
15. Антология азербайджанского фольклора. Нахчыванский фольклор / Нахчыванское отделение НАНА. – Нахчыван : Аджеми, 2010. – Т. I. – 512 с.
16. Антология азербайджанского фольклора. Нахчыванский фольклор / Нахчыванское отделение НАНА. – Нахчыван : Аджеми, 2012. – Т. III. – 560 с.
17. Антология азербайджанского фольклора. Нахчыванский фольклор / Институт литературы им. Низами НАНА. – Баку : Сабах, 1994. – 375 с.

 

Дата создания: 28.01.2015 16:04
Дата обновления: 30.01.2015 10:06